После длительного периода единоличного присутствия спортивных бальных танцев, ориентированных только на соревнования, вдруг массово возрождаются сразу несколько групп парных танцев для танцевальных вечеров. Танцы максимально импровизационные и демократичные: сальса, линди-хоп, аргентинское танго и так далее.
Причинами резко возросшей популярности аргентинского танго стали, по моему мнению, следующие факторы:
Фактор 1. Появление электронного танго
Возникновение таких музыкальных групп как Bajofondo, Otros Aires, Tanghetto, Narcotango вывели звучание танго-музыки из категории музыки для меломанов и любителей ретро в актуальный формат. Эту музыку можно было услышать в модных клубах и ресторанах.
В туристических местах Буэнос-Айреса звучала именно эта музыка, создавая колорит не только исторического, но и стильного города. В нулевые годы электронное танго даже могло звучать на милонгах вместе с классическими оркестрами. Ведь в основе многих современных композиций были популярные темы традиционного танго, по сути — каверы мелодий, известных у танцоров.
Именно эта музыка и амбициозные молодые танцоры начали создавать новую манеру танца. Под новую музыку было неудобно двигаться в костюме и в импозантной манере а-ля Джеймс Бонд — образа, привычного для сцены. Большинство преподавателей и знаменитых танцоров первой волны танго, известных сейчас, пришли в танго под впечатлением именно от этой музыки.
Фактор 2. Структуризация базовой техники танго
Залогом успеха любого танцевального стиля является удачно найденная база, с одной стороны достаточно простая, чтобы в короткий период времени начать танцевать, с другой — имеющая потенциал для глубины, дающий возможность долго заниматься и совершенствовать технику. Танец, на изучение которого ушло пару часов, быстро надоедает, а танец, постоянно дающий горизонт развития, манит и затягивает.
В танго нашлись люди — Фабьян Салас, Густаво Навейро и Чичо Фрумболи — целенаправленно исследовавшие возможность разложить танец на базовые элементы и принципы. Без их системы была бы невозможна столько высокая комбинаторика в танго для танцпола. Вся сложность так и осталась бы в сценическом танго.
Также стройная теория позволила на базовом уровне унифицировать танго. Можно было танцевать в одной логике всем танцорам аргентинского танго. И эта логика принципиально отличалась от теории бальных танцев. Именно ее создатели и называли «танго нуэво» — новое танго нового времени.
Фактор 3. Новая эра массового распространения информации
Есть исторический фактор, никак не связанный с музыкой и танцами, который позволил совершить рывок в эволюции танго. Возник новый способ распространения информации — любительские видеокамеры и видеомагнитофоны VHS. Преподаватели записывали обучающие видео, продавали, копировали кассеты друг у друга, пересматривали по много раз. Доступность формата привел к тому, что охват у идей небольшой группы энтузиастов существенно увеличился и объял почти весь мир.
Сейчас, во времена тотального интернета, это сложно представить, но раньше не было иного способа получить знания, чем лично встретиться с преподавателем. Возможность получить после мастер-класса видеозапись, по которой можно тренироваться, уже было большим прогрессом.
Комбинация этих трёх факторов, каждый из которых по отдельности вряд ли бы что-то изменил, дала возможность танго не только воскреснуть после длительного забытья, но и ворваться по всем фронтам в музыкальную и танцевальную повестку.