Мамита. Учим хорошо танцевать.
Ведение и взаимодействие в танго
Танго нуэво обладает обширными возможностями для импровизации. Красивые фигуры, замысловатые движения, позировки и разные элементы стиля. Раньше в парных танцах подобные вопросы решались вполне очевидно — заучиваем фигуры и в разной последовательности повторяем их. Либо вообще не меняем последовательность и танцуем всё время одно и тоже.
Современные парные танцы существенно шагнули вперёд в своей технике и появились более продвинутые способы взаимодействия для исполнения простых и сложных элементов. И, как любая магия, чем менее технология взаимодействия заметна стороннему наблюдателю и эффективна внутри пары, тем круче эта технология. Самые крутые подходы мы разберём в этой статье.
Традиционные корни аргентинского танго
Изначально, как и любой историко-бытовой танец, аргентинское танго крайне консервативно в своей патриархальности. Всё было строго: мужчина — главный, а женщина сопровождает его. Мужчина показывает свою альфа-самцовость через искусное владение женским телом на глазах окружающих. Чем более красивая женщина подчиняется, тем выше социальный статус мужчины.

Не знаю, насколько это правда или легенда, но существует устойчивая история о том, что в прошлом в Буэнос-Айресе не было уроков танго для женщин, а только для мужчин. Мужчины тренировались друг с другом, так как мужчина не должен показывать своей слабости и не позволять женщине им руководить. В результате женщины узнавали танго только в реальных условиях милонги, где опытные и уверенные в себе мужчины брали всё под свой контроль.
Современное танго в современном мире
Танго отражает социальные явления, которые существуют в обществе. Это ярко и очевидно проявляется в характере взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мы живём в обществе, где равноправие лежит в основе взаимодействия между людьми. В современном танго мужчина и женщина являются партнёрами в самом широком смысле слова. Два соучастника единого действа под названием «танго», которое рождается на танцполе здесь и сейчас.

Мужчина предлагает, женщина принимает. Но и женщина тоже может предлагать, а мужчина принимать или отказывать. Танец превратился в двусторонний контакт самодостаточных личностей.
Лидер и фолловер
Часто на занятиях в российских танго-школах преподаватели озвучивают разделение на «мужчин» и «женщин». Самое ужасное если делят на «мальчиков» и «девочек», что совсем не вписывается в концепцию танго. Важно понимать, что разделение по принципу пола в корне неверно.

В англоязычном варианте эта проблема решается благозвучными для их уха — leader (лидер) и follower (тот, кто следует). Если мы берём универсальный принцип взаимодействия и современную модель общества, то получается, что и мужчина, и женщина могут выступать в роли инициатора движения. Важно только понимать, что перехват инициативы подразумевает брать ответственность за всю пару. То есть, если женщина решает взять на себя роль лидера, то она должна брать ответственность за то, куда и как двигаться партнёру, а не только самой наслаждаться моментом свободы.
Точки контакта
В танго есть очевидные точки контакта между партнёрами, которые не должны участвовать во взаимодействии — обе руки и голова. Категорически никогда не пользуйтесь руками для ведения партнёрши. Это самый примитивный уровень ведения, который не приветствуется даже у начинающих. Руки обеспечивают очень грубый и неточный результат.

Руки и контакт головой дают красивую картину совместного танца, а также касания приятны для самих танцующих. Точки контакта носят гедонистический, а не утилитарный характер.
Ведение в близком объятии
Начнём с рассуждения о прямохождении человека. Наше тело устроено таким образом, что стоять нам физически тяжелее, чем идти. Даже 20 минут переминания с ноги на ногу тяжелее перенести, чем часовую прогулку. Во время шага мы сваливаемся под силой тяжести на другую ногу и фактически поддерживаем «падение» вперёд. Танцевать танго в хорошем близком объятии ещё легче, чем идти. 2−3 часа непрерывного танца выдерживают даже взрослые пары. Расскажу, как же это устроено.

В танго мы совмещаем то, что делаем, когда устали стоять — опираемся на вертикальную опору, а также сам принцип перемещения веса тела в шагах, минимально загружая ноги. Для смелого поиска этого состояния важно осознать, что мы в одинаковой степени опираемся друг на друга корпусом. Опора на партнёра упрощает ему жизнь также, как и партнёрше.
Взаимодействие в танго нуэво
Настоящая магия начинается в объятии танго нуэво. Ведь у нас исчезает единственная точка контакта, на которую мы реально опираемся, а давление через руки всё также запрещено. Тем не менее тонкость ведения, а, соответственно, его эффективность в танго нуэво достигает максимума. Как же это происходит.

Основным способом ведения становится идея приглашения в свободное пространство. Партнёр принимает инициативу движения партнёрши и либо ограничивает её, либо направляет её, освобождая место, куда хочет, чтобы партнёрша двигалась. Противоположной идеей является вытеснение. Это ситуация, когда партнёр надвигается на партнёршу, сам занимая то пространство, где она была. Получается, что взаимодействие состоит из двух процессов — приглашение в свободное пространство, либо вытеснение. Такой же свободой и возможностью инициативы обладает партнёрша.
Мастерство взаимодействия
На основе большого опыта танцевания со знакомыми и незнакомыми партнёршами могу уверенно заявить, что репертуар элементов и идей, которые можно реализовать через подобную технику, огромен. Любое движение свободной ноги партнёрши как по горизонтали, так и по вертикали, по линии или по кругу, внутрь партнёра, по его ноге или любой другой сложной траектории может быть реализован с хирургической точностью и большой скоростью. Для этого важен навык партнёрши и партнёра. Главное понимать, что это реально.

Возможность делать сложные элементы в первую очередь зависит от тех навыков, которые есть у партнёрши. Если партнёрша не готова к той или иной технике, то нужно уметь делать максимум из того, что есть. Без каких-либо вербальных комментариев.

Хорошее ведение высоко ценится на социальном танцполе. Умение раскрыть всю красоту партнёрши, не открывая рот, — большое мастерство настоящего мужчины. Чем более тонко и незаметно партнёрша может подключаться к любому партнёру и при необходимости перехватывать инициативу, чтобы показать себя с наилучшей стороны, тем более высок уровень взаимодействия женщины. Каждый должен работать над собой и оттачивать своё мастерство. Проблема ведения кроется в вас самих, а не в том, с кем вы танцуете.

Автор: Павел Собирай