Танго Z. Alter Ego
Что такое танго нуэво
Есть кардинально разные мнения о том, что такое танго нуэво, начиная с того, что «танго нуэво» не существует, заканчивая тем, что все современное танго и есть «нуэво», а значит, спор не имеет смысла.
Тем не менее, любой эксперт современного танго сможет определить, где нуэво, а где аргентинское танго. То есть, очевидная разница все же есть. Проблема заключается в возможности ее сформулировать и внятно донести до широкой аудитории.
Музыка танго нуэво — не то же самое, что танец
Сам термин «танго нуэво» возник в процессе эволюции музыки танго во второй половине 20-го века. В танце он появился гораздо позже. Также есть «неотанго» и «альтернативное танго», но единого понимания в этих терминах нет, поэтому в этой статье все стили мы будем называть «танго нуэво».

По факту музыка танго нуэво никак не повлияла на танец с таким же названием. Под музыку Астора Пьяцоллы (нуэво) сейчас танцуют традиционное танго эсценарио (шоу-формат). С танцем танго нуэво скорее связано электронное танго, которое танцоры традиционного танго вообще не признают за музыку танго.

В целом, мы рассматриваем танец, который появился в 90-е годы 20-го века и активно развивается сейчас.
Краткая история фактического появления танго нуэво
После длительного периода единоличного присутствия спортивных бальных танцев, ориентированных только на соревнования, вдруг массово возрождаются сразу несколько групп парных танцев для танцевальных вечеров. Танцы максимально импровизационные и демократичные: сальса, линди-хоп, аргентинское танго и так далее.

Причинами резко возросшей популярности аргентинского танго стали, по моему мнению, следующие факторы:

Фактор 1. Появление электронного танго
Возникновение таких музыкальных групп как Bajofondo, Otros Aires, Tanghetto, Narcotango вывели звучание танго-музыки из категории музыки для меломанов и любителей ретро в актуальный формат. Эту музыку можно было услышать в модных клубах и ресторанах.

В туристических местах Буэнос-Айреса звучала именно эта музыка, создавая колорит не только исторического, но и стильного города. В нулевые годы электронное танго даже могло звучать на милонгах вместе с классическими оркестрами. Ведь в основе многих современных композиций были популярные темы традиционного танго, по сути — каверы мелодий, известных у танцоров.

Именно эта музыка и амбициозные молодые танцоры начали создавать новую манеру танца. Под новую музыку было неудобно двигаться в костюме и в импозантной манере а-ля Джеймс Бонд — образа, привычного для сцены. Большинство преподавателей и знаменитых танцоров первой волны танго, известных сейчас, пришли в танго под впечатлением именно от этой музыки.

Фактор 2. Структуризация базовой техники танго
Залогом успеха любого танцевального стиля является удачно найденная база, с одной стороны достаточно простая, чтобы в короткий период времени начать танцевать, с другой — имеющая потенциал для глубины, дающий возможность долго заниматься и совершенствовать технику. Танец, на изучение которого ушло пару часов, быстро надоедает, а танец, постоянно дающий горизонт развития, манит и затягивает.

В танго нашлись люди — Фабьян Салас, Густаво Навейро и Чичо Фрумболи — целенаправленно исследовавшие возможность разложить танец на базовые элементы и принципы. Без их системы была бы невозможна столько высокая комбинаторика в танго для танцпола. Вся сложность так и осталась бы в сценическом танго.

Также стройная теория позволила на базовом уровне унифицировать танго. Можно было танцевать в одной логике всем танцорам аргентинского танго. И эта логика принципиально отличалась от теории бальных танцев. Именно ее создатели и называли «танго нуэво» — новое танго нового времени.

Фактор 3. Новая эра массового распространения информации
Есть исторический фактор, никак не связанный с музыкой и танцами, который позволил совершить рывок в эволюции танго. Возник новый способ распространения информации — любительские видеокамеры и видеомагнитофоны VHS. Преподаватели записывали обучающие видео, продавали, копировали кассеты друг у друга, пересматривали по много раз. Доступность формата привел к тому, что охват у идей небольшой группы энтузиастов существенно увеличился и объял почти весь мир.

Сейчас, во времена тотального интернета, это сложно представить, но раньше не было иного способа получить знания, чем лично встретиться с преподавателем. Возможность получить после мастер-класса видеозапись, по которой можно тренироваться, уже было большим прогрессом.

Комбинация этих трёх факторов, каждый из которых по отдельности вряд ли бы что-то изменил, дала возможность танго не только воскреснуть после длительного забытья, но и ворваться по всем фронтам в музыкальную и танцевальную повестку.
Рок-н-ролльные времена танго нуэво
Революционный скачок танго нуэво связан с именем Пабло Верон. Профессиональный танцор и хореограф сумел через фильм «Урок танго» 1997 года зацепить огромную аудиторию. Идеология танго у Пабло строится на его сценической карьере исполнителя в мюзиклах и концертах. Яркий брутальный образ, смелая новаторская хореография, показательная дистантность от аргентинских корней, поиск и принятие себя.
Ярким представителем танго нуэво того же времени также был Норберт Эсбрез, больше известный как Эль Пульпо, что переводится как «осьминог». Ещё в начале нулевых Эль Пульпо выступал с импровизациями под джазовую и блюзовую музыку с движениями собственного сочинения. Его стиль узнаваем и до сих пор копируется многими танцорами.
В начале нулевых свой бунтарский стиль нащупывают Себастьян Арсе и Чичо Фрумболи. Кепки, прически, странные одежды и выбор музыки — всё свидетельствует о том, что слово «аргентинское» уже никак нельзя отнести к этому яркому танцу. Количество танцоров, которые вслед за своими вдохновителями ищут новое звучание стремительно растёт вместе с популярностью электронного танго.
Застой в танго нуэво
Джин танго нуэво, которого выпустили в начале нулевых, очень силён для вдохновения, но овладеть им оказалось куда сложнее. Для любителей система оказалась слишком сложна, при этом став прекрасным и эффективным инструментом для профессиональных танцоров, за которыми первым оставалось лишь с завистью наблюдать. Получившееся танго опередило время.

По этой причине многие преподаватели вернулись к простой для освоения базе, на которую имеют свою негласную монополию аргентинские танцоры танго. Вместе с этим ушла и бунтарская стилистика танго, оставив место правильному и традиционному ретро-стилю.
Поиск нового развития
Тем не менее, никуда не делось желание танцевать под современную музыку чувственный танец на базе аргентинского танго. Возникали разной степени значимости и интенсивности попытки перезапустить процесс популяризации танго нуэво. Немаловажную роль также играла массовость традиционного танго.

Основными точками приложения усилий в развитии танго нуэво стали поиск разнообразия стилей, хореографии, попытки использовать опыт других танцевальных направлений, эксперименты под разную музыку. И самое главное — попытка нащупать идеологическую основу, найти ответ на вопрос, почему же танцорам так хочется его танцевать и почему оно может приносить такое удовольствие.

Танго как культурный феномен продолжает развиваться и меняться. Это не зависит напрямую от каких-то конкретных людей. Люди хотят танцевать танго нуэво.
Принципиальные отличия танго нуэво
Чем дольше существует танго нуэво, тем более узнаваемый и отличительный характер у него появляется. В настоящее время легко определить разницу между аргентинским танго и танго нуэво. К тому же популярность аргентинского танго сыграла свою роль — техника, систематизация и идеология классического танго стали конкретными и определёнными. Это случилось в том числе в ответ на риск уйти в тень более яркого танго нуэво.

Не углубляясь в детализацию и подробности, отличия можно свести к следующим пунктам:

— Расширение технических возможностей танца: использование диссоциации, векторов горизонта и вертикали, дистанционный коннекшн, различные режимы танцевания и другие.

— Открытая система для использования стилистики и элементов из других танцевальных направлений — современная и классическая хореография, уличные танцы и другие.

— Новые манеры танцевания. В танго нуэво уместно выглядит современный стиль, включая кежуал или свэг. Использование подобных образов меняет внешний вид самой пластики движения.

— Вышеназванные визуально-технические возможности приводят к тому, что в танго нуэво существенно расширяется музыкальный репертуар. Классическое танго невозможно эстетично станцевать под блюз или рэп, а вот танго нуэво — вполне.
Идеология танго нуэво
Помимо технических и визуальных частей самого танца меняется и его внутреннее самоощущение. Расширение репертуара импровизации, открытая позиция в паре и в целом современная культура делают танго нуэво более демократичным по сравнению с традиционным аргентинским танго.

В отличие от консервативного патриархального подхода в аргентинском танго, в танце возможен перехват инициативы партнёршей. Больше демократии приводит к тому, что партнёрша может существенно расширять диапазон своих украшений и даже влиять на структуру и направление общего движения пары.

Также это ведет к более деликатному и рекомендательному движению со стороны партнёра. Партнёр предлагает двигаться в свободное пространство, а не «тащит» партнёршу по танцзалу в своих крепких объятиях.

Экспериментирование и поиск внутреннего состояния также является отличительной особенностью танго нуэво. Зачастую пара может больше концентрироваться на поиске своего «звучания», чем на том, чтобы танцевать технически точно и грамотно.
Преемственность аргентинского танго и танго нуэво
Танго нуэво не отрицает и не заменяет традиционное аргентинское танго. Танго нуэво является более общей и универсальной системой этого танца. То есть тот, кто действительно качественно и хорошо владеет танго нуэво, сможет на достойном уровне танцевать традиционное аргентинское танго. Для этого достаточно сменить манеру, несколько технических настроек и включить классические танго-оркестры.

С другой стороны, к танго нуэво нельзя отнести прямое цитирование из других танцевальных направлений. Например, контактная импровизация не может быть использована в танго нуэво без адаптации под общую структуру шагов и манеру танго. В противном случае получается кентавр из нескольких танцевальных направлений.

Танго нуэво — прекрасный инструмент современного общества, который может быть использован для глубокого и тонкого внутреннего поиска. Контакт с собой, с другим человеком и музыкой запускает процесс консолидации чувственности физической и душевной. Для тех, кто прикасается к этому ощущению, танго нуэво превращается в нечто большее, чем парный танец. Танго нуэво становится Путём личностного или даже духовного роста.

Автор: Павел Собирай