Мамита. Учим хорошо танцевать.
Чем танго отличается от других танцев
Танго — это танго. Про него поют в песнях, его используют как аллегорию в текстах и на сцене, с ним связано много аллюзий и метафор. Но всегда ли мы можем узнать — танго ли перед нами?
И какое танго является самым правильным? Аргентинское, британское, абстрактное финское или некое танго нуэво и неотанго?

Этот вопрос, как ни странно, всё больше занимает любителей танго, так как в последнее время эволюция танца продолжает двигаться вперёд, и, как всегда, не все к этому готовы. Опять же, как отличить и с уверенностью заявить, что новое танго всё ещё остаётся танго или это уже какой-то другой танец?

В этой статье я постараюсь, основываясь на фактах и логическом рассуждении, обосновать свою позицию по этому вопросу.
Как появляются новые танцы
Большой и сложный вопрос взаимоотношений тех или иных танцев между собой мы оставим в стороне. Но важно осознавать, что разные танцевальные направления всегда очень хитро и неожиданно переплетаются между собой. Ни один танец не появляется сразу в своём завершённом виде, а развивается вместе с популярностью музыки, на основе которой он возник.

Первоначальна всегда музыка. Именно она определяет первые структуры, которые могут в перспективе превратиться в самодостаточный танец. В танго, очевидно, первоначальной основой и стала музыка танго. Она ассоциируется с Аргентиной. Если же заглянуть глубоко в историю, то танго — не только наследие Аргентины, но и других стран. Тем более в хореографии. Самые знаковые моменты роста танца танго так или иначе связаны с европейскими странами.
Развитие танго в мире
Пик популярности танго в Аргентине в начале прошлого века пришёлся на 20-е и 30-е годы. Здесь важен контекст. На протяжении нескольких десятилетий музыка танго была самой модной во всём мире. А дело в том, что именно в тот период времени Буэнос-Айрес де-факто являлся одной из самых передовых экономических столиц. Это был самый богатый город мира, куда стремились миллионы людей, включая музыкантов, танцоров, продюсеров и других деятелей культуры.

Танго в те времена с удовольствием танцевали и во Франции, и в фашистской Германии, и в Советском Союзе. По большому счёту это был первый интернациональный парный танец формата social dance. И в каждой стране он развивался по своим траекториям. Единой техники, конечно же, не было.
Британское танго
В настоящее время любители традиционного аргентинского танго высокомерно посматривают в сторону спортивных бальных танцев, уверенные, что это неправильное танго. Загвоздка в том, что «современное» традиционное танго, которое танцуют на всех милонгах в мире, в нынешнем виде сформировалось в 90-е годы прошлого века. А структуры бального танго были разработаны ещё в конце 40-х и совершенствовались до 60-х годов Алексом Муром и другими профессиональными хореографами.

Той манеры и структур танго, к которым привыкли современные танцоры на милонгах, просто не существовало. Был некий образ страстного и сексуального парного танца, который каждый танцор и хореограф интерпретировал по-своему. Частично это связано с отсутствием необходимой коммуникации для закрепления единых структур, но всё-таки в Имперском обществе учителей танцев с этим преуспели значительно лучше.
Сценическое танго
Ещё одна жертва постоянных нападок со стороны социальных танцоров. Тем не менее, не надо забывать, что только благодаря профессиональным артистам, танец танго вообще сохранился в каком-то виде. Танцоры сценического танго разрабатывали структуры, искали образы, придумывали новую хореографию и вообще сохраняли саму концепцию танца. Уже впоследствии всё было переработано для социального танцпола (как всегда происходит в любом танце).

Новая хореография приходит со сцены, а не наоборот. Социальный танцпол не создаёт новые смыслы, он потребляет наработки профессионалов. Достаточно посмотреть профессиональный путь всех знаковых танцоров танго. Существенное большинство — профессиональные артисты.

Отличительной особенностью сценического танго (не эсценарио, а сценического танго в самом широком смысле этого слова) является создание через пластику образа страстного и сексуального парного танца на основе любой танцевальной лексики. Не обязательно с использованием фигур аргентинского танго.
Как танец вырастает из первоначальной музыки
Чем дальше в своей эволюции уходит танец, тем меньше он зависит от первоначальной музыки. Образ танца и его смысл начинают превалировать над музыкальной основой, и танец легко можно переносить на другую музыку. Например, классическая хореография или модерн. Балет вполне спокойно можно представить вне классической музыки, также как и модерн.

Буквально на наших глазах подобная трансформация произошла с хип-хопом, который не только отошёл от базовой музыки хип-хопа, но и смог до неузнаваемости изменить идею кача в своей технике. Тоже самое можно сказать про джазовую эволюцию сальсы и появление сальса NY (или мамбо, как сейчас модно говорить).

Такие же попытки предпринимает сейчас бачата. А вот, например, сугубо этническим танцам это сделать крайне трудно. Кубинская сальса в связи с этим всегда останется на месте и будет ограничена в своём развитии.
Законы восприятия
Теперь коснёмся моей любимой когнитивной психологии и некоторых вопросов восприятия. Если я вас попрошу сформулировать на основе конкретных факторов, например, что такое стол, то на любой ваш довод типа «у него четыре ножки» или «он из дерева» или какого-то определённого цвета, то я всегда приведу пример, который будет правильным, но исключать вашу интерпретацию. Даже функциональные характеристики а-ля «на нём едят», я смогу спокойно отвергнуть, сказав, а что если это письменный стол. Тем не менее каждый из нас каким-то образом понимает, когда перед ним стол, а не стул, комод, диван и прочее.

Своё понимание мы строим на том, что Найссер называл «схемой». И чем глубже мы разбираемся в предмете, тем более конкретная и осознанная схема будет у нас в голове. Схемы в процессе взросления и познания мира также развиваются и могут меняться со временем. К тому же сами многие феномены эволюционируют, и то, что мы в детстве воспринимали определённым образом, постепенно меняется в нашей голове.
Схема танго
На танец танго часто в своих произведениях ссылаются многие творческие люди. Особенно забавляют такие упоминания в рэпе, так как я с полной уверенностью предполагаю, что певцы уж точно не представляют, о каком конкретном танце они поют. Но главное, что они наделяют эту ссылку определённым смыслом, который важнее хореографии или даже самой музыки. Соотвественно, можно сделать вывод, что есть некий культурный код, который определяет, что именно является танцем танго.

Плюс современное социальное танго обрело свои хореографические структуры и элементы. Прошу обратить внимание, что структуры и принципы неэквиваленты конкретным движениям, и тем более какой-то конкретной манере исполнения. То есть, принцип движения очо — не тоже самое, что конкретное движение очо, которому учат на первых занятиях аргентинского танго. Из принципа очо можно вывести множество разных движений, а движение очо уникально и единственно.
Так что же такое современное танго
На основе вышесказанного можно вывести формулу, состоящую из двух компонентов — идеологического и технического.

С идеологической точки зрения танго — это современный парный танец, в котором ярко представлен образ мужчины и женщины в динамике развития их отношений и контакта.

С технической точки зрения танго для танцпола строится на базовых идеях, разработанных Навейро, Саласом и Чичо. Эволюция структур и их интерпретация являются частью эволюции танго.
Что на данный момент уже не является определяющим для современного танго:
• музыка танго,
• манера исполнения в ретро-стиле.

Использование хореографии из других танцевальных направлений в чистом виде никогда не были и не будут танго. Заимствования в чистом видео свидетельствуют только о недостаточной компетенции хореографа.

Современному обществу необходим такой танец, как танго. Его смысловая часть намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Но важно не ограничивать развитие танца, а дать ему возможность развиваться дальше и выходить за привычные рамки ретро-танца.


Автор: Павел Собирай