Танго Z. Alter Ego
Парадоксы аргентинского танго в Москве

Московское аргентинское танго заметно для танго-индустрии всего мира. Русские танцоры, независимо от танцевального направления, отличаются дотошностью и высоким уровнем исполнительского мастерства. Нашими профессионалами мы можем гордиться.

С обратной стороны приверженность идеологии «социальности» в аргентинском танго многие путают с безграмотностью, безответственностью и низким качеством подготовки. Весь спектр танго-сообщества Москвы мы рассмотрим в этой статье.
Что такое идеология в танцах
Поверхностный взгляд на танцы всегда в первую очередь цепляется за визуальные элементы, пластику и образы. Хотя каждый популярный танец имеет в своём основании важные не только культурные, но даже политические основы. Современная хореография начала 20-ого века была протестом против жёстких общественных форм. Свободные платья, распущенные волосы и отсутствие каблуков у женщин — реальный результат такой идеологической борьбы, который мы видим сейчас.

Хип-хоп формировал новую культуру гангстеров. Сальса, как и танго, была инструментом местных правительств для реабилитации общества после больших социально-политических волнений и ориентиром на местную, а не американскую, культуру.
Идеология в танго
Базовая идеология танго — телесное воплощение взрослых отношений между мужчиной и женщиной. Никто не вспомнит про красоту хореографии в танго, если в нём нет хищной сексуальности. Молодому поколению это даёт возможность поиска телесного опыта с противоположным полом. Для старшего же поколения танго может стать инструментом для более сложного и глубокого исследования контакта с собой и миром.

Аргентинское танго превращается в социально-приемлемую игру между мужчиной и женщиной, где каждый защищён внутренними правилами сообщества. Каждый легально и безопасно вступает в этот контакт и без последствий может выйти с новым опытом. Максимально честный обмен экзистенциальным опытом.
Разница танго-идеологий
Каждая идеология имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Самым первым разделением, которое проводят любители аргентинского танго — соотношение внутреннего и внешнего в танце.

С одной стороны танец реализуется для внешнего наблюдателя, которым является и партнёр в танце. Если есть желание произвести впечатление, то нужно прикладывать усилия к внешней форме. Отсюда появляется техника танца, ориентированная на красивую картинку. В результате мы видим элегантные эффектные пары на сцене, а также на конкурсах танцев.

С другой стороны любители аргентинского танго говорят, что без внутреннего содержания танец не имеет смысла, он превращается в гимнастический набор. Для них главным становится внутреннее переживание во время танца. Цель посещения милонг и практик — достижение «тангазма» — пикового состояния слияния в танце во время импровизации.
Развитие в танго
Не менее драматичные разногласия происходят на противоречии поиска нового в танго или сохранении старого.

Традиционное танго, конечно же, придерживается корней. Как и любая идеология, которая стремится к тотальному доминированию, со временем степень этой крайности доходит до абсурда. Идеологи предлагают не только танцевать под аутентичную музыку в ретро-нарядах, но и изучать историю и язык страны, придерживаться этических и культурных правил другой страны и другого времени.

Инноваторы же ищут такие формы, которые максимально отдаляют картинку и звучание танго от привычных культурных стереотипов. Эклектика и заимствования — основной инструмент ищущих нового.
Способ реализации своего танго
Регулярно в своих статьях и блогах я рассказываю о трёх способах финального танцевального результата — дискотеки (милонги), конкурсы или сцена. Все эти три вида результата могут иметь абсолютно идентичные системы подготовки, но акцент будет смещаться на том, что важно для той или иной аудитории. На милонге важен внутренний опыт, на конкурсе соответствие стандартам и ограничениям, в шоу — оригинальность, артистизм и образ.

Теоретически эта система тоже может меняться. И, например, на конкурсе оцениваться оригинальность, на милонге исполнительское мастерство, а в шоу качество исполнения. Так происходит в других танцевальных направлениях.
Особенности реализации идеологии в Москве
Москва прекрасна в своих танго-контрастах. Приверженцы той или иной идеологии, к сожалению, подвержены двум крайностям — абсолютизации одного аспекта и тотальное отрицание всего остального.

Например, любители традиционного танго могут не только воздвигать в норму знание оркестров, обязательное ношение костюмов и жёсткое соблюдение кодигос, но и агрессивно реагировать на любые попытки развития танца не носителями аргентинской культуры.

Идеологи внутреннего состояния в танго не только ныряют очень глубоко в музыку и контакт, но и презирают тех, кто танцует по их мнению слишком красиво. Или правильно.

Профессиональные танцоры презрительно смотрят на посетителей милонг. Посетители милонг не любят преподавателей. Преподавателей не интересует социальность. И т. д. и т. п.
Поляризация и отсутствие компромиссов
С одной стороны стремление к тому, чтобы быть лучшими, и её противоположность ухода в тотальное внутреннее погружение без намёка на эстетику приводит к удивительным вещам. В Москве помимо чемпионов Мира и Европы по танго (это разные пары в разное время) есть топовые пары мирового уровня, которые регулярно попадают в финалы знаковых мировых событий, и даже выигрывают национальные первенства других стран, например, Турции и Италии.

Параллельно с этим социальный танцпол по мнение многих танцоров является одним из самых токсичных и слабых. Особенно это заметно, когда на одной и той же площадке сначала проходит общероссийское событие, куда приезжают мотивированные участники-любители аргентинского танго со всей России, а на другой день танцуют местные любители танго. Хастловизация аргентинского танго в Москве продолжается.
Может ли быть компромисс?
Танцевальные направления, которые пришли к простой и очевидной формуле, что индустрия держится на поляризации, а весь бизнес делается на компромиссе, наслаждаются процессом. Принятие противоположной стороны и взаимоуважение привлекают новых людей в танцевальное направление. Бескомпромиссная борьба — отталкивает.

Тот, кто изначально до танго — экспериментатор, никогда не будет чувствовать себя комфортно в традиционном танго. Также, как и для консерватора, танго нуэво будем чуждым. Но когда сообщество тотально либо выкидывает людей из танго, либо перемалывает в свою идеологию, то потери будут куда сильнее, чем кажется на первый взгляд. Готовность делиться и передавать не-своих учеников в другую идеологию — признак зрелости сообщества.

Московское танго-сообщество пока что этим похвастаться не может. Либо ты с нами, либо против нас.
В Москве много профессиональных танцоров, ярких самобытных преподавателей и артистов аргентинского танго. Каждый может найти себе окружение по своему внутреннему ощущению. Разные сообщества будут кардинально отличаться друг от друга.

Главная рекомендация от меня — не уходить из танго, если вы с первого раза не получили то, что искали. Возможно, есть другие места, где вы найдёте то, что вам нужно.

Автор: Павел Собирай